Наш маршрут по штату Новая Мексика (New Mexico) в декабре 2019 года показан на карте внизу; мы побывали только в его центральной и северной части. Начинали и заканчивали мы свое путешествие в Альбукерке (Albuquerque) и далее посетили Санта Фе (Santa Fe) – Национальный монумент "Скалы-Палатки" (Tent Rocks NM) – Лос Аламос (Los Alamos) – Национальный монумент "Бандельер" (Bandelier NM) – Таос (Taos) – Ранчо "Призрак" (Ghost Ranch) – Пик Ангела (Angel Peak) – Пустошь Бистай (Bisti Badlands) – Национальный монумент "Плохая земля" (El Malpais NM). Наш маршрут обозначен на карте синей линией, двигались мы против часовой стрелки.
Из Таоса мы направились в места, где много лет жила и работала Джорджия О’Kифф. Но по пути туда мы сделали еще несколько остановок, чтобы посмотреть на сохранившееся испанское колониальное наследие Новой Мексики. Мы двигались по так называемой Верхней дороге (High Road to Taos), 90 км которой были проложены из Санта Фе до Таоса ещё в колониальные времена, причем ехали мы в обратном направлении - из Таоса. Наш путь проходил по шоссе, петляющему по горам "Кровь Христа" с живописными видами вокруг. Дорога проложена по высокогорным пустыням, лесам, минуя маленькие фермы, крохотные деревеньки, основанные еще испанскими поселенцами, и индейские пуэбло. Из наиболее запомнившихся выделим виды, где фоном выступают Форелевые пики (The Truchas Peaks). Это горный массив, протянувшийся с севера на юг, с четырьмя вершинами почти 4-километровой высоты каждая (фото 132) и хорошо видный с Верхней дороги.
Фото 132. Форелевые пики (The Truchas Peaks) на Верхней дороге
Сразу к югу от Таоса мы сделали остановку около исторически и архитектурно значимого объекта - Церкови Франциска Ассизского в Ранчос де Таос (San Francisco de Asís Mission Church). Она была построена в период между 1772 и 1815 годами, когда Новая Мексика была частью Новой Испании. Миссия и ее церковь были основаны францисканцами в центре укрепленной со всех сторон площади. Защита, как и в Таосе, требовалась в связи с частыми набегами индейцев команчей. Да и сама церковь выглядит как мощное укрепление с толстыми стенами, поддерживаемыми многочисленными контрфорсами (фото 133-134). К сожалению, наши собственные фотографии не очень удались из-за нелучшего освещения. Каноническая фотография этой церкви – фото 135.
Фото 133. Церковь Франциска Ассизского в Ранчос де Таос - вид спереди
Фото 134. Церковь Франциска Ассизского - вид сбоку
Фото 135. Церковь Франциска Ассизского - "канонический" снимок.
Источник: orthodoxartsjournal.org
Стены и крыша церкви глинобитные (адобе). Важным конструктивным элементом выступают деревянные балки, поддерживающие крышу. Концы балок выведены наружу (в более поздних строениях стиля пуэбло этот элемент зачастую имеет чисто декоративное значение). Очень необычно выглядит задняя часть здания, где стены поддерживаются четырьмя опорами в форме ульев (фото 136). Алтарь церкви оформлен оригинальными испанскими иконами и деревянной резьбой (фото 137-138). В целом здание с крутыми мощными боками выглядит очень импозантно и выразительно, удачно сочетая испанский стиль архитектуры с местным, наивным. Не случайно эта церковь стала одним из любимых объектов многих художников и фотографов (фото 139 - картина Эрнеста Блуменштайна). Среди них была и известная американская художница Джорджия О’Kифф, которая описала эту церковь как «одно из самых прекрасных зданий, оставшихся в Соединенных Штатах от ранних испанцев».
Фото 136. Церковь Франциска Ассизского - вид сзади" (Источник: Ttriolo.wordpress.com)
Фото 137. Церковь Франциска Ассизского - вид внутриВторая остановка – у церкви Сан Хосе де Грациа (San Jose de Gracia) в местечке Las Trampas (фото 140). Селение возникло в 1751 г. и поначалу состояло из 12 испанских семей, но постепенно разрослось. К 1776 г. здесь была построена церковь, сохранившаяся и поныне, которая за все это время не претерпела никаких существенных изменений. Глинобитная, с толстыми стенами, с выступающими балками, она считается типичной сельской церковью времен испанской колонизации. Храм действующий, но зимой туристам недоступен, к нашему сожалению.
Фото 140. Церковь Сан Хосе де Грациа
Еще одну остановку мы сделали в местечке Чимайо (Chimayó). Там находится так называемое Святилище де Чимайо (Santuario de Chimayó) – как считается, самая посещаемая католическая церковь во всей Америке, место паломничества (фото 141-142).
Фото 141. Святилище де Чимайо (Santuario de Chimayó) - главный вход
Фото 142. Святилище де Чимайо - здание церкви
Своей популярностью храм обязан откопанному здесь распятию Христа и чудодейственной силе, которой, якобы, эта земля обладает. По легенде, местный крестьянин во время молитвы увидел странный свет на склоне холма невдалеке, где сейчас находится деревня Чимайо. Влекомый любопытством, крестьянин обнаружил источник свечения: это оказалось распятие Христа, закопанное в земле. Распятие принесли в соседнюю деревню, но оно оттуда вскоре исчезло и было вновь найдено на месте первоначального обнаружения. Так повторялось трижды, после чего было решено, что распятие должно остаться в Чимайо. Над местом, где нашли распятие, была построена часовня, после чего в Чимайо стали происходить чудесные исцеления. В 1816 году маленькую часовню заменили нынешним Святилищем, а исцеляющую силу стали приписывать не самому распятию, а почве (holy dirt), в которой оно было найдено.
Святилище построено из глинобитного материала и окружено мощной стеной. В алтарной части находится то самое распятие Христа из легенды. Из другого оформления церкви отметим пять небольших алтарей (reredos) в фольклорно-религиозном стиле, четыре из них – на боковых стенах (фото 143-144).
Фото 143. Святилище де Чимайо - интерьер церкви
В соседнем помещении слева от алтаря есть небольшое отверстие в полу со «святой землей» (holy dirt) (фото 145), откуда каждый желающий может взять небольшое ее количество (читали, что за год оттуда «выбирают» 25-30 тонн земли. Естественно, монахи ее регулярно пополняют). Рядом выставлены свидетельства чудесного исцеления с помощью святой земли (фото 146).
Фото 146. Святилище де Чимайо - ставшие ненужными после исцеления костыли
На территории комплекса есть еще одно почитаемое место - Часовня Санто-Ниньо-де-Аточа (Chapel of El Santo Niño de Atocha, фото 147). Традиция поклонения Святому Дитя родилась в Испании в средние века, когда страна была завоевана маврами. Святое Дитя считается покровителем несправедливо посаженных в тюрьму, тех, кто находится в опасности, а также путешественников. В период испанской колонизации поклонение Святому Дитя распространилось в Мексике и в юго-западной части современных США.
Фото 147. Часовня Санто-Ниньо-де-Аточа (Chapel of El Santo Niño de Atocha)
Особую популярность Часовня Санта-Ниньо-де-Аточа приобрела после Второй мировой войны, благодаря американским военным, выжившим в Марше смерти в Батаане. В 1942 г. после победы в битве за Батаан на Филиппинах японцы взяли в плен 75 тыс. военных (в том числе около 18 тысяч американцев) и заставили их идти 97 км по разбитым дорогам с щебеночным покрытием в густой пыли – до лагеря военнопленных. Поскольку в этом походе было огромное количество погибших, он получил название Марша смерти. Среди его участников было около 2000 американцев из Новой Мексики. Выжившие позже рассказывали, что в ходе этого марша они молились Святому Дитя, благодаря чему и спаслись. Вернувшись в Соединенные Штаты, эти военнослужащие начали традицию паломничества в Чимайо, к Часовне Санта-Ниньо-де-Аточа.
Все в этой часовне сделано для детей и про детей, и многое – самими детьми. Яркие цвета, раскрашенные деревянные фигурки и детали, куклы, птицы, напоминания детям о том, что важно в жизни (мир, доброта, любовь и т.д.) (фото 148-149). Одна только деталь оформления слегка напрягла: закрепленные на потолке в одном из помещений бесконечные детские ботиночки (фото 150). Как потом прочитали, их приносят люди, чтобы Святое Дитя продолжало свои добрые дела в этой обувке, отыскивая тех, кто нуждается в помощи и утешении.
Фото 148. Часовня Санто-Ниньо-де-Аточа - вид внутри
Фото 149. Часовня Санто-Ниньо-де-Аточа - алтарь
Фото 150. Часовня Санто-Ниньо-де-Аточа - обувь на потолке
Дальше наш путь лежал в места, изумительные по красоте и одновременно связанные с именем Джорджии О’Кифф (Georgia O'Keeffe) - Ранчо "Призрак" (Ghost Ranch, фото 151) и Абикью (Abiquiú).
Фото 151. Ранчо "Призрак" (Ghost Ranch)
Джорджия О’Кифф – известная художница, которую считают родоначальницей американского модернизма. Она не придерживалась определенного художественного стиля, а много экспериментировала с цветом, формой, выбором объектов своей живописи. Первоначальную широкую известность ей принесли картины цветов. В Новой Мексике, в Санта Фе и Таосе, она впервые оказалась в 1929 году, а в 1934 году приятель художницы привез ее на ранчо "Призрак". К этому времени хозяйство ранчо уже перестало быть фермой, и его собственники использовали все постройки для сдачи в аренду туристам. Поэтому загадочному названию «Ранчо Призрак» можно дать двойное объяснение: это, с одной стороны, отсылка к переставшей существовать ферме, а с другой - удачный маркетинговый ход для привлечения заинтригованных необычным названием новых посетителей.
Здесь Джорджия О’Кифф сначала снимала небольшой домик, а потом купила там же, на ранчо, более уединенное жилище (доступа публики туда нет). Много гуляла по окрестностям, рисовала понравившиеся виды. Научилась водить машину и стала разъезжать по округе, останавливаясь там, где нравилось, и снова рисовала, экспериментируя с цветом и композицией. Растительность в пустыне скудная, поэтому на смену цветам, которые она много рисовала в молодости, главными объектами ее живописи становятся пейзажи. Один из пейзажей она запечатлела в своих работах несчетное количество раз: вид на гору "Кремень" (исп. Cerro Pedernal) - фото 153-154. Со стороны ранчо "Призрак" она выглядит очень узнаваемо: как будто ее вершину срезали. О’Кифф писала: «Это моя личная гора. Она принадлежит мне. Бог сказал мне, что если я ее много рисовала, то могу ей владеть». После смерти О’Кифф ее прах, в соответствии с ее желанием, был развеян над этой горой.
Фото 152. Пейзаж Джорджии О’Кифф "Black Mesa Landscape"
Фото 153. Пейзаж с видом на гору "Кремень". Вариант 1 (Ghost Ranch Landscape)
Фото 154. Пейзаж с видом на гору "Кремень". Вариант 2 (Red Hills with Pedernal)
Фото 154а. Фото с видом на гору "Кремень" - так эту гору увидели мы
В течение многих лет художница проводила лето на ранчо, а осенью возвращалась в Нью Йорк, к мужу. После его смерти, с 1946 года она поселись в Новой Мексике постоянно. Для проживания там в холодное время года О’Кифф купила еще один дом, после серьезной модернизации ставший ее главной резиденцией, - в соседней деревне Абикью (Abiquiú) (фото 155). Сейчас там открыт дом-музей художницы, который зимой почему-то не работает. Джорджия О’Кифф прожила долгую жизнь - 98 лет. Два последних года она провела в Санта Фе, где теперь тоже ее музей (см. раздел про Санта Фе).
Фото 155. Дом Джорджии О’Кифф в Абикью
Мы сделали в ранчо "Призрак" остановку на несколько часов и прошли по одной из популярных троп – Chimney Rock Trail (тропа к скале «Дымовая труба»), фото 156. Тропа поднимается на небольшую гору-стол (месу), откуда открываются завораживающие виды на бассейн Огненного камня (исп. La Cuenca de Piedra Lumbre). В том числе оттуда хорошо был виден силуэт любимой горы Джорджии О’Кифф – горы "Кремень" (фото 160). Ну а то, что породы, из которых сложены горы вокруг, огненного цвета, хорошо передают наши фотографии 156-160, которые не требуют особых комментариев.
Фото 156. Вид на скалу "Дымовая труба"
Фото 157. Вид на скалу "Дымовая труба" на закате
Фото 158. Вид на бассейн Огненного камня (La Cuenca de Piedra Lumbre) с вершины месы
Фото 159. Ёще один вид с "огненными камнями", напоминающими крепостные стены
Фото 160. Вид на долину и гору "Кремень" вдалеке
Ниже приводятся наши попытки сравнить пейзажи О’Кифф на ранчо "Призрак" с тем, что мы сами увидели и засняли на фотографиях. Полного сходства, разумеется, нет, поскольку фотографии делались с иных точек, в другое время года, другое время дня, при иной погоде и т.д. Да и глаз художника настроен иначе, чем фотоаппарат. Но в целом некоторые пейзажи О’Кифф нам удалось идентифицировать на месте.
Фото 161-162. Скала « Дымовая труба» (The Cliff Chimneys)
Фото 163-164. Пурпурные холмы на ранчо "Призрак" (Purple Hills Ghost Ranch)
После о’киффовских мест мы направились на северо-запад Новой Мексики. Там нас ожидало неожиданное приключение. Ночью шел сильный дождь, но по мере нашего продвижения на север погода постепенно улучшалась, осадки прекратились, и мы не стали отказываться от запланированного посещения зоны отдыха "Пик Ангела" (Angel Peak Recreation Area).
Со смотровой площадки нам открылся вот такой вид (фото 165): холмистая местность со всеми признаками "плохих земель" (Badlands), расположившаяся в неглубоком каньоне, с поднимающейся над ней небольшой вершиной на горизонте (это и есть тот самый Пик Ангела). Чтобы приблизиться к ангелу и посмотреть на эти завораживащие виды с других ракурсов, надо ехать по грунтовой дороге, проложенной вдоль края каньона. И мы поехали, но очень скоро поняли, что эта дорога после прошедшего дождя нашей переднеприводной машине не по зубам: колеса стали прокручиваться, мотор ревел, а машину периодически вело в сторону кювета.
Фото 165. Вид на каньон с "ангельским пиком"
Было решено не останавливаться, а чтобы избежать худшего – толкать машину сбоку-сзади. Было нервно и грязно, но мы доползли до ближайшей пикниковой зоны, где запарковались ненадолго, чтобы перевести дыхание и сделать новую серию фотографий. Там даже оказалась узкая асфальтированная пешеходная дорожка вдоль каньона, с которой мы запечатлели Пик Ангела и окрестности с разных ракурсов и с разным приближением с помощью телеобъектива (фото 166-170). Обратно возвращались тем же манером – с помощью использования грубой женской толкательной силы. Запомним надолго это приключение.
Фото 166. Виды с края каньона
Фото 167. Здесь ясно видны наслоения двух геологических эпох
Фото 168. Формация под названием "Замок" (Castle Rock)
Фото 169. Верхний слой отложений каньона; впереди - Пик Ангела и большая меса
Фото 170. Вид на "ангельский пик" крупным планом
Дорожные приключения у Пика Ангела произвели на нас сильное впечатление, и мы с сожалением, но вынужденно отказались от посещения двух аналогичных близлежащих природных объектов с красивыми видами (De-Na-Zin и Ah-Shi-Sle-Pah Wilderness). К обоим ведут довольно протяженные отрезки разбитых грунтовых дорог, и путеводители дружно не советовали отправляться туда сразу после дождей.
Зато нам улыбнулась удача в другом месте, под названием Пустошь Бистай (так мы перевели английское Bisti Badlands, что дословно означает "Плохие земли Бистай", "плохие"- в смысле "непригодные для использования", или "пустошь"). Проселочная дорога к паркингу пустоши оказалась не столько глинистой, сколько каменистой, поэтому вполне проходимой даже после дождя. Здесь нас ожидали потрясающие и необычные природные красоты.
В Бистай нет крупных ориентиров, но в относительной близости к парковке нельзя не обратить внимания на группу красновато-оранжевых холмов (фото 171-172). Попадаются и серо-черные, и коричневые слои пород, но в большинстве своем окружающие пейзажи – светло-серого цвета. Здесь нет обозначенных троп, ходить можно, где хочется, пространства огромные и, как говорят, здесь несложно заблудиться. Путеводители советуют иметь при себе компас или, еще лучше, навигатор. Мы обзавелись навигатором перед поездкой, и он действительно оказался полезен.
Фото 171. Вид на пустошь Бистай от парковки
Фото 172. Наш ориентир во время прогулки по пустоши - группа красноватых холмов
Пустошь Бистай – это холмистая высокогорная пустыня с выветренными мягкими породами необыкновенно причудливых форм (фото 173-175). Сюрреалистические виды и очертания - повсюду. Время и силы природы создали фантастические формации из песчаника, сланца, угля. Здесь огромный простор для человеческой фантазии, и колонна, вершина — это самые простейшие, даже примитивные термины, которые приходят в голову при виде этих картин (фото 176-177). Здесь «мерещится» много грибочков – разных видов и размеров, одиночных и «растущих» группами, как опята (фото 178-180). А вот это скопление овальных камней кто-то назвал «разбитые яйца» (фото 181-183), хотя воображение может увидеть здесь и черепашку, и кочан капусты, и окаменелую лягушку (на переднем плане фото 183). Попадаются и окаменевшие деревья, некоторые – реально большие (как на фото 184).
Фото 173. Причудливые формации пустоши Бистай из песчаника
Фото 174. Причудливые формации пустоши Бистай из песчаника
Фото 175. Причудливые формации пустоши Бистай из песчаника
Фото 176. Колонны (столбы?) с шляпками сверху
Фото 177. Шляпки из более твёрдых пород предохраняют мягкую колонну от выветривания
Фото 178. Грибочки 1
Фото 179. Грибочки 2
Фото 180. Грибочки 3
Фото 181. Кочан капусты
Фото 182. Разве это похоже на яйца?
Фото 183. Лягушка
Фото 184. Большое окаменевшее дерево (petrified log)
Перед самым возвращением в Альбукерк мы заехали в природный парк El Malpais. Его название происходит от испанского Malpaís, означающего «плохая, или бесполезная земля» (английский эквивалент - Badlands). Дело в том, что большая часть территории этого парка – это лавовое поле, и испанцы, осваивавшие этот регион начиная с 16-го века, обходили его стороной. Индейцы тоже не отличались большой активностью в этих суровых, пустынных краях, хотя истории известны периоды хозяйственной деятельности вокруг лавовых полей. В годы Второй мировой войны это место рассматривалось в качестве одного из восьми кандидатов для проведения испытания первой атомной бомбы, но победителем не стало. В 1987 г. этот природный объект получил статус Национального монумента.
Хорошее представление о территории парка получаешь со смотровой площадки, расположенной на скалах из песчаника (Sandstone Bluffs). Оттуда хорошо видны заснеженные вершины, среди которых самая высокая (3446 м) - гора Тэйлора, названная в честь 12-го президента США (фото 185-186). Он был профессиональным военным, и стал национальным героем за свои победы в ходе мексикано-американской войны 1846-48 гг. (что сильно поспособствовало его избранию на президентский пост).
Фото 185. Панорамный вид на лавовое поле и гору Тэйлора
Фото 186. Гора Тейлора с заснеженной вершиной
Светлый песчаник, на котором расположена смотровая площадка, очень контрастирует с темными застывшими лавовыми потоками внизу. Издалека можно подумать, что это – вспаханные черноземы, но на самом деле – это безжизненная пустыня, покрытая коркой вулканической лавы (фото 187). Последнее по времени извержение вулкана в этом регионе было, по оценкам, 3900 лет назад, но парк остается в геологически активной зоне. И гора Тэйлора – тоже спящий вулкан.
Фото 187. Лавовые поля
По лавовым полям парка проложены (обозначены ориентирами) несколько троп для туристов, и мы прошли по одной из них. Нельзя сказать, что получили большое удовольствие, но некоторые выразительные картины увидеть удалось (фото 188-189).
Фото 188. Лавовые поля вблизи
Фото 189. Лавовый холм
Среди популярных объектов парка назовем также каменную арку под названием "Окно" (La Ventana Natural Arch) - фото 190.
Фото 190. Каменная арка "Окно"